Творческий педагог-творческие дети
23.10.2019, 13:08

Публикация статьи в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Психолого-педагогическое сопровождение творческого саморазвития личности в инновационной образовательной практике" (29 октября 2019 г.)

Без развития креативности и готовности к инновационной деятельности невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни. Чтобы развивать в детях творчество, нужно самим быть творческими людьми. Мы, педагоги, как никто другой, должны быть креативными. Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. А развивать их можно не только в детях, но и в себе, прежде всего.
Педагог является для ребенка образцом для подражания. Он оказывает педагогическое воздействие не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами. Уважающий себя педагог стремится быть компетентным в глазах детей и их родителей, быть интересным для них. Он всегда выслушивает детские вопросы, а потом ищет в книгах ответы на них, увлеченно осваивает вместе с детьми новые оригинальные способы какой-либо деятельности, экспериментирует, проектирует, конструирует, моделирует и т.п. Именно такой педагог активно включается в экспериментальную и инновационную деятельность, работает творчески. 
Ребенок открыт миру, готов к движению вперед, но у него мало опыта, источника творческих идей. [1] Именно поэтому помощь взрослого необходима для раскрытия творческого потенциала ребенка. Наиважнейшим условием воспитания творческой личности является творческий педагог, который в своей работе применяет постоянный поиск новых форм, новых материалов, новых методик. [2] Необходимым условием является создание предметно-развивающей среды. Чем она богаче, тем активнее будет ребенок.  Творческий педагог должен использовать различные формы проведения занятий с разнообразным проблемным содержанием, применять различные приемы творческого раскрытия, чтобы у воспитанников не возникло ощущение обычности, рутинности. [3] Сложно спорить с тем, что только творчески развивающийся педагог может быть образцом и стимулом для творческого саморазвития детей. [11] Своим мастерством, трудолюбием, умением наслаждаться и восхищаться красотой педагог способствует созданию творческой атмосферы и закладывает основы для дальнейшего роста творческого потенциала воспитанников в различных видах деятельности.
Откуда же возьмутся креативные мысли в голове у педагога, если он привык работать шаблонно? 
Сейчас выше ценится не конкретная идея, а умение генерировать идеи. Умение быть креативным человеком.
Самое приятное, что способность творить уже заложена в нас. Быть креативным – в природе человека. Наш мозг – это лучший творец во всей Вселенной. Поэтому достаточно развить навык творческого мышления, и вы станете видеть новые идеи всегда и во всем.
Но есть и плохая новость. К сожалению, современная культура подавляет творческое начало человека. Всех детей учат по одним и тем же программам, а работа выполняется по раз и навсегда установленным правилам. Поэтому творческая жилка постепенно "усыхает" и "отваливается". [8]
Наше время – время контрастов. С одной стороны, жизнь – шаблонные действия, ритуалы, правила. Рутина подавляет стремление к творчеству. С другой стороны,  жизнь полна перемен. Она задает высокую планку успешному человеку. Нужно уметь быстро анализировать ситуацию, находить нестандартные решения, оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира. 
Самый первый барьер на пути творчества – это убегание от проблем. То есть человек, столкнувшийся с некоторой новой для себя ситуацией, воспринимает ее как неразрешимую проблему. Он себе говорит: «Я этого никогда не делал, поэтому я это и не могу сделать». Что тогда получается? Получается, что он сразу отказывается думать, идет к руководителю и говорит: «Случилось что-то непонятное, и я не знаю, как здесь поступать». И все – он переложил ответственность и дальше опять занимается своим привычным делом. Хотя на самом деле проблема – это прекрасный повод для творчества. Для развития творческого начала нужно выработать привычку не убегать от проблем, а смело идти в новые для себя области. То есть принимать ответственность за все, что случается, на себя, и тогда у вас автоматически начнет запускаться творческое мышление.
Следующая типовая ошибка – это вообще взгляд на свою работу как на нетворческую. Это когда человек просто заявляет: «Вы знаете, на моей работе творчества быть не может». Почему он так решил? Именно потому, что привык совершать первую ошибку: каждый раз, когда возникает что-то новое и непонятное, он все передает начальству. Начальству приходится быть творческим именно потому, что все нестандартные ситуации в конце концов доходят до него. Хотя на любой работе есть простой способ применить творческий подход. Для этого нужно задать вопросы:
-Можно ли эту работу сделать лучше?
-Можно ли ее сделать качественнее?
-Можно ли ее сделать более приятной?
Как только вы задаете себе эти вопросы, вы становитесь способны любую работу сделать творческой. Нетворческих работ не бывает.
Есть третья типовая ошибка, которая также очень сильно мешает творчеству, – это сопротивление переменам, страх любых изменений. Действительно, что происходит с человеком, к которому приходит некая радикальная идея по изменению рабочего процесса? В тот же момент возникает страх – вдруг что-нибудь случится? Потому что старое – значит, привычное, а новое пугает. Возникает сопротивление переменам. Этот страх сильно портит жизнь, потому что мир меняется все время. Даже за последние 10–15 лет, благодаря Интернету, мобильным телефонам и соцсетям, жизнь поменялась колоссально.  Пытаться сопротивляться этому процессу бесполезно – перемены все равно произойдут. Но когда вы начинаете сопротивляться переменам, бояться их, то ни о каком творчестве уже и речи быть не может.
Если вся ваша жизнь – это набор стереотипов, она превращается в рутину. У вас ничего не меняется, вы все время делаете одно и то же. Вы стереотипно собираетесь утром, выполняете стереотипные действия на работе. Вы разговариваете на одни и те же темы с одними и теми же людьми. Фактически вы ходите по замкнутому кругу. В этой ситуации никакое творчество невозможно. Даже если в вашей жизни появляется потребность в креативе, вы не в силах ничего придумать.
Как же перейти к другому состоянию, как избавиться от рутины? Противоположностью рутины является игра. Человек, который находится в игровом состоянии, может выйти за пределы стереотипов и сделать что-то необычное.
Чтобы почувствовать, насколько игра раскрепощает сознание, можете провести простой эксперимент прямо сейчас. Оглядитесь вокруг и найдите все круглые предметы. Постарайтесь увидеть как можно больше круглых предметов. Прервите чтение и выполните это простое задание. Интересно, сколько вы насчитали? Десять предметов, пятьдесят? Обратите внимание на такую вещь: вокруг вас много круглых предметов, но вы даже не обращали на это внимания. Во время выполнения этого простого задания возникает интерес: «Увижу ли я еще что-то круглое? А вот еще, а вот еще…» А интерес, как вы помните, – одно из условий творческого процесса.
Постоянно ищите поводы сделать что-то необычное. Если вы попробуете сделать что-то новое – сменить стиль одежды, самостоятельно организовать вечеринку, – скорее всего, первой вашей эмоцией окажется ужас: «Я же этого никогда не делал!» Но стоит лишь начать действовать, как выясняется, что ничего страшного не происходит. Наоборот, все это может быть очень весело.
Когда вы приучаете себя делать что-то необычное, со временем ваши находки накапливаются, и у вас начинает формироваться собственный стиль, уникальный и неповторимый.
Подводя итог, предлагаем пройти тест «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И. В. Никишина) и определить для себя – на каком этапе мое саморазвитие?
Цель методики: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.
Оценивание:
5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла – скорее соответствует, чем нет;
3 балла – и да, и нет;
2 балла – скорее не соответствует;
1 балл – не соответствует.
Вопросы:
Я стремлюсь изучать себя.
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
Я исследую свои чувства и опыт.
Я много читаю.
Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам.
Я верю в свои возможности.
 Я стремлюсь быть более открытым.
 Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
 Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
 Я получаю удовольствие от усвоения нового.
 Возрастающая ответственность не пугает меня.
 Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.
Подведение итогов:
75 – 55 баллов. Активное саморазвитие.
54 – 36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий.
35 – 15 баллов. Остановившиеся саморазвитие. [9]

Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является притча: «В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: – Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: – Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!» 
Мы уверены, что и нам тоже некогда и незачем ржаветь. Будущее за теми, кто приучил себя мыслить нестандартно. Впрочем, прошлое тоже! 
Детство – это особый период жизни, который надо прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога – создать для этого все необходимые условия. В совместном творчестве ребенок может приобрести свою личность, а взрослый – новое видение мира. [1]

Список литературы, интернет-ресурсы
1.  Николаева Е.И. Совместное творчество ребенка и взрослого. / Дошкольная педагогика №5, - 2008.
2.  Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1987
3. Коротаева Е. Творческая педагогика для дошкольника. / Дошкольное воспитание, №6, - 2006.
4. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя).
5. Чадова Н.А. Воспитатель – это творческая профессия. / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №1, - 2007.
6. Менжерицкая Д. Роль творческой игры  в знакомстве детей с окружающей жизнью. / Дошкольное воспитание, №8, - 2008
7. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 21-25. 
8. Шереметьев, Константин Петрович. Бешеный креатив. Десятки идей в день за 12 минут / Константин Шереметьев. — Москва : Издательство «Э», 2015. — 320 с. — (Тайны мышления).
9. http://detstvogid.ru/ 
10. https://ped-kopilka.ru/blogs
11. https://multiurok.ru/files 

Категория: Публикации | Добавил: admin | Теги: творческое развитие, саморазвитие, творчество, Творческий педагог-творческие дети, креативность.
Просмотров: 239 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar